Методика коммуникативной толерантности бойко

Диссертация на тему «Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы» автореферат по специальности ВАК 13. КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. Теоретические основы формирования коммуникативной толерантности. Сущность и содержание формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы. Модель формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Реализация модели формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы средствами иностранного языка. Задачи, методы и организация опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы средствами иностранного языка. Анализ интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы средствами иностранного языка. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. Введение диссертации часть автореферата На тему "Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы" Актуальность исследования. Социальные, экономические и политические процессы в России коренным образом изменили социальную сферу общества. Реалиями сегодняшнего дня являются социальная имущественная дифференциация населения, появление большого числа беженцев, безработных, маргинальных групп. В этих условиях настоятельного решения требуют вопросы, связанные с социальной помощью, поддержкой населения, реабилитацией отдельных личностей, групп лиц. Создание государственных и общественных структур, занимающихся проблемами социальной работы, подразумевает подготовку квалифицированных кадров - специалистов социальной работы. Квалификация « специалист социальной работы» предполагает активную жизненную позицию специалиста, направленную на формирование ситуации развития личности « клиента» как субъекта, поддержание его жизнедеятельности, индивидуальной и социальной субъектности, мобилизацию самозащитных усилий с учетом конкретных условий среды обитания Профессиональная деятельность специалиста социальной работы характеризуется определенной выраженностью этического аспекта, поскольку ее мо-тивационную основу составляет принятие этических норм, базирующихся на гуманистической этике взаимодействия Имеющиеся в литературе данные показывают, что с уровнем профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы связано развитие коммуникативной сферы: проявление толерантности по отношению к собеседнику, уважение мнения другого, умение оценить ситуацию глазами собеседника, проявление доброжелательности, правильное поведение в спорных ситуациях Анализ профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы показал, что в процессе их обучения в вузе больший упор делается на предметы, формирующие профессиональные знания и умения, а гуманитарным дисциплинам, которые могут способствовать формированию качеств личности, отводится второстепенное место в целостной системе профессиональной подготовки. При этом, как отмечают многие исследователи, важная роль может принадлежать дисциплине « Иностранный язык», как обязательному предмету и средству формирования личности будущего специалиста в целом. Значение иностранного языка в настоящее время определяется, во-первых, вхождением России в Болонский процесс, созданием единого образовательного пространства. Переход на двухуровневую систему образования предполагает знание одного и более иностранных языков, т. Во-вторых - усилением роли иностранного языка в общепрофессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы в аспекте формирования ключевой коммуникативной компетентности и толерантности как качества личности. Анализ исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной литературе показал, что коммуникативная толерантность стала востребованным профессионально важным качеством личности специалиста социальной работы. В этой связи формирование изучаемого качества личности у будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка является одной из задач, решаемых в ходе обучения в ВУЗе Философская сущность понятия толерантности рассматривается в трудах многих ученых-философов Психологический аспект толерантности, позволяющий реализовать педагогические стратегии формирования и развития толерантности, находится в центре внимания таких ученых, как Проблемы общения как динамического процесса касаются Организация обучения иностранным языкам и языковая подготовка в ВУЗах описаны в научной литературе Формирование коммуникативной толерантности как качества личности обучающихся должно вызывать интерес у многих исследователей-практиков, т. Тем не менее, несмотря на изученность различных аспектов проблемы развития коммуникативной сферы личности будущего специалиста, малоизученными остаются в педагогике вопросы формирования коммуникативной толерантности как профессионально важного качества личности будущего специалиста социальной работы, являющегося залогом успешной профессиональной деятельности. В связи с этим возникают противоречия между: - потребностью общества в специалистах новой формации в различных профессиональных сферах, одним из профессионально важных качеств личности которых является коммуникативная толерантность, и недостаточным формированием данного качества личности в системе традиционной подготовки; - необходимостью формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы формирования коммуникативной толерантности в ВУЗе; - необходимостью усиления роли предметов гуманитарного цикла иностранного языка, в частности, в формировании коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы и отсутствием комплексного подхода к решению данной проблемы в системе высшего профессионального образования. С учетом выявленных нами противоречий была сформулирована проблема: каким образом возможно формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы. Исходя из этого, актуальной становится тема диссертационного исследования «Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы». Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать вариант модели формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий ее успешной реализации. Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов социальной работы. Предмет исследования: формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи: 1. Обобщить теоретические подходы к формированию коммуникативной толерантности у будущих специалистов как к социально-педагогической проблеме. Определить значение формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы. Разработать и обосновать вариант модели формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы средствами иностранного языка. Выявить педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы средствами иностранного языка и проверить их эффективность. Методологическую основу исследования составили положения культурологического подхода Теоретическую основу исследования составили психолого-педагогические теории и концепции развития личности Для решения поставленных задач применялись комплексные методы исследования: - теоретические методы - сравнительный и комплексный анализ научной, методической и учебной литературы и нормативно-правовых документов; обобщение педагогического опыта; - эмпирические методы - письменный опрос, тестирование, моделирование, наблюдение, ранжирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Амурский государственный университет г. В исследовании приняли участие более 160 студентов. На данном этапе осуществлено изучение работы ВУЗов по формированию коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы, отобраны методики исследования, проведен первичный срез и собраны данные о проблемах в содержании и организации педагогической деятельности по формированию коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы. На втором этапе на основе обобщения теоретического исследования была разработана модель формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы. Был проведен педагогический эксперимент по проверке выдвинутых нами педагогических условий, направленных на формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы. В практику преподавания внедрялась программа по дисциплине « Иностранный язык» в аспекте формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы, корректировались тематические планы. Данный этап включал в себя систематизацию, обобщение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Проведены контрольные срезы по исследованию « индекса толерантности» и диагностика уровня общей коммуникативной толерантности. Сформулированы выводы исследования, разработаны практические рекомендации. Научная новизна исследования: - проведено комплексное теоретико-экспериментальное исследование, позволившее определить основные подходы к формированию коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы; - впервые создан и научно обоснован вариант модели формирования коммуникативной толерантности средствами иностранного языка, представляющий собой целостную, динамичную систему поэтапного формирования коммуникативной толерантности и состоящий из структурных взаимосвязанных блоков, а именно: целевого цель, задачи, общепедагогические и дидактические принципысодержательного аспекты - предметный: сферы, темы, проблемы, ситуации, языковой материал; процессуальный: усвоение знаний, формирование навыков и уменийтехнологического методы: дискуссионные, игровые, проблемные; формы учебного взаимодействия: работа в пленуме, группах, парах, индивидуальная работа; средства обучения: для преподавателей, для обучающихся и аналитико-результативного критерии оценки: мотивацион-ный, когнитивный, операционально-деятельностный; уровни: продуктивный, оптимальный, адаптивный ; - обоснованы педагогические условия, способствующие эффективной реализации варианта модели формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы: 1 обогащение содержания учебной дисциплины « Иностранный язык», направленное на формирование коммуникативной толерантности; 2 использование личностно-деятельностного подхода на занятиях по иностранному языку; 3 применение технологий обучения, способствующих формированию коммуникативной толерантности; 4 оценка уровня сформированности коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы в аспекте профессиональной подготовки. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику профессионального образования в области формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы средствами иностранного языка. В исследовании уточнено понятие « коммуникативной толерантности» как профессионально важного качества личности, сформированность которого обеспечивает целостность личностного и профессионального развития будущего специалиста социальной работы; доказано, что формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы осуществляется эффективнее с опорой на вариант модели, включающий систему взаимосвязанных характеристик, которые объединены в целевой, содержательный, технологический, аналитико-результативный блоки и определяющий мотивационный, когнитивный, опера-ционально-деятельностный критерии сформированности коммуникативной толерантности; экспериментально проверено, что предложенные критерии оценки мотивационный, когнитивный, операционально-деятельно стный и уровни продуктивный, оптимальный, адаптивный свидетельствуют о сформированности коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что было разработано и внедрено в практику содержание учебной дисциплины « Иностранный язык» в цикле ГСЭ профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы тематический план практических занятий, рекомендуемый языковой материал, рекомендуемый материал для внеаудиторной работы в аспекте формирования коммуникативной толерантности. Материалы исследования можно использовать в процессе изучения дисциплины « Иностранный язык» для будущих специалистов в области социальных наук. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась основными методологическими и теоретическими исследованиями, опорой на современные данные наук, выбором теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих целям и задачам исследования, поэтапным характером опытно-экспериментальной работы. Апробация и внедрение результатов исследования: основные результаты исследования доложены и обсуждены на региональной научно-практической конференции « Образовательное пространство России: проблемы взаимодействия языков и культур» Благовещенск, 2006на международной научно-практической конференции « Современные проблемы взаимодействия языков и культур» Благовещенск, 2008на межрегиональном круглом столе « Современные проблемы социального образования» Благовещенск, 2008на международной научно-методической конференции «Образовательная среда ВУЗа: ресурсы, технологии» 2009, 2010. Результаты исследования внедрены в практику работы ГОУ ВПО « Амурский государственный университет» и Г! ОУ Л ВПО « Читинский государственный университет», что подтверждается справками о внедрении. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Коммуникативная толерантность представляет собой профессионально важное качество личности, сформированность которого обеспечивает целостность личностного и профессионального развития будущего специалиста социальной работы. В профессиональной деятельности будущего специалиста основу коммуникативной толерантности определяет умение находить общий язык с разными людьми в различных ситуациях, способность находить индивидуальный подход к людям, способность сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми, терпимость и естественность в обращении с людьми. Значение иностранного языка в формировании коммуникативной толерантности у будущих специалистов в ходе обучения заключается в приобщении обучающихся к новому средству общения, в познании ими иноязычной культуры, привитии им готовности к диалогу и толерантности по отношению к иным языкам и культурам. Формирование коммуникативной толерантности осуществляется в процессе овладения иностранным языком и в процессе развития потребности в практическом использовании иностранного языка как средства общения. Модель формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы средствами иностранного языка разработана как вариант и представляет собой целостную и динамичную систему взаимообусловленных компонентов, характеризующих основные этапы формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы. В структурном отношении вариант модели состоит из целевого цель, задачи, принципы обучениясодержательного предметный аспект, процессуальный аспекттехнологического методы обучения, формы организации обучения, средства обучения и аналитико-результативного блоков. Педагогическими условиями, способствующими эффективной реализации предложенного варианта модели, являются: 1 обогащение содержания учебной дисциплины « Иностранный язык», направленное на формирование коммуникативной толерантности; 2 использование личностно-деятельностного подхода на занятиях по иностранному языку; 3 применение технологий обучения, способствующих формированию коммуникативной толерантности; 4 оценка уровня сформированности коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы в аспекте профессиональной подготовки. Структура диссертации: введение, две главы, заключение, библиографический список 240 источников, из них 37 на иностранном языкеприложения. Заключение диссертации по теме "Теория и методика профессионального образования", Яцевич, Любовь Павловна ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 В результате проведения опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы средствами иностранного языка мы пришли к следующим выводам. Анализ теоретической литературы, требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности « Социальная работа», учебного плана по специальности, учебной рабочей программы по иностранному языку показал, что содержание учебной дисциплины « Иностранный язык» должно быть пересмотрено и дополнено с позиций формирования коммуникативной толерантности как профессионально важного качества личности будущего специалиста социальной работы. Для эффективности формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы необходимо, чтобы процесс обучения был максимально приближен к реальной профессиональной деятельности. Согласно варианту модели формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы средствами иностранного языка содержание учебной дисциплины состоит из предметного и процессуального аспектов. Основной целью разработанного содержания учебной дисциплины « Иностранный язык» является обучение общению в рамках коммуникативной толерантности. Предметный аспект формирования коммуникативной толерантности состоит из сфер, тем, ситуаций общения, а также языкового материала. На основе Общеевропейских компетенций владения иностранным языком были выделены следующие сферы общения: личная, общественная, образовательная, профессиональная. Каждая тема включает в себя ряд ситуаций, носящих проблемный характер. Ситуации подобного рода дают возможность будущим специалистам социальной работы высказать свое мнение, отношение к обсуждаемой проблеме, что позволяет сформировать полное представление о будущей профессиональной деятельности. Разработанное содержание по дисциплине « Иностранный язык» строилось с использованием положений личностно-ориентированного подхода обучения иностранным языкам. Темы, ситуации формулировались с учетом требований выбранного подхода. Процессуальный аспект формирования коммуникативной толерантности включает в себя принципы, методы, формы организации работы и средства обучения иностранному языку. На основе анализа существующих классификаций принципов нами были выбраны дидактические принцип сознательности, активности, наглядности, межпредметной координациипсихологические принцип мотивации, поэтапности в формировании речевых умений и навыков, учета адаптационных процессовсобственно методические принцип коммуникативности, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, профессиональной направленности обучения, ситуативно-тематической организации обучения принципы, соблюдение которых способствует формированию коммуникативной толерантности. Перечисленные принципы обусловили выбор методов, форм и средств обучения. Проблемные ситуации, деловая игра, метод проектов и дискуссии позволяют будущему специалисту научиться корректно формулировать свои мысли, четко излагать их, относиться с пониманием ко всему чуждому. Кроме того, использование перечисленных методов предполагает создание квазипрофессиональной обстановки, способствующей успешности в будущей профессиональной деятельности. В ходе педагогического эксперимента нами была осуществлена диагностика уровня сформированности коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы. Критериями сформированности коммуникативной толерантности выступили мотивационный, когнитивный и операционально-деятельностный. Мотивационный критерий оценивался нами при помощи методики мотивации к достижению, когнитивный критерий оценивался по методике Беспалько, операционально-деятельностный критерий - по методикам диагностики общего уровня толерантности экспресс-опросник « Индекс толерантности»диагностики общей коммуникативной толерантности Бойко и по методике изучения самооценки личности с помощью процедуры ранжирования. Динамика изменений показателей сформированности коммуникативной толерантности оценивалась нами по каждому из выделенных критериев в отдельности и по уровням. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изменения, произошедшие в российском обществе за последнее время, значительно повысили требования, предъявляемые к работникам всех сфер общественной жизни. В настоящее время, наряду с высоким профессионализмом, большое значение уделяется формированию профессионально важных качеств личности. В результате анализа итогов проведенного диссертационного исследования были сформулированы основные теоретические выводы: 1. На основе анализа философских, социологических, психолого-педагогических подходов к понятию « толерантность» было выявлено, что толерантность выражает терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности между людьми, отличающимися от превалирующего большинства и рассматривается, с одной стороны, как ценность, с другой - как достойная черта характера. Структура толерантности может быть представлена в виде взаимосвязи трех компонентов: когнитивного, характеризующегося толерантной направленностью; эмоционального, выражающегося в эмоциональной оценке; деятельностного, проявляющегося в поведении, основанном на понимании и сотрудничестве. Коммуникативная толерантность представляет собой профессионально важное качество личности, сформированность которого обеспечивает целостность личностного и профессионального развития будущего специалиста социальной работы. Основой коммуникативной толерантности в профессиональной деятельности выступают умение находить общий язык с разными людьми в различных ситуациях, способность находить индивидуальный подход к людям, способность сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми, терпимость и естественность в обращении с людьми. Уточнена сущность коммуникативной толерантности как профессионально важного качества личности будущего специалиста социальной работы, сформированность которого является одним из залогов успешной профессиональной деятельности. Установлено, что формированию коммуникативной толерантности способствуют предметы гуманитарного цикла, а именно иностранный язык. Причем на занятиях по иностранному языку формируются не только языковые знания, умения и навыки, но и коммуникативная толерантность. В процессе изучения иностранного языка будущий специалист социальной работы не только усваивает знания, умения и навыки толерантного взаимодействия, но также у него формируется положительное отношение к языку, культуре другого народа, что способствует сравнению и пониманию общностей и различий между собственным мировидением и чуждой культурой. Формирование коммуникативной толерантности осуществляется в процессе понимания важности изучения иностранного языка, применения его в профессиональной деятельности. Обоснован и разработан вариант модели формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы средствами иностранного языка. Разработанный вариант модели включает в себя четыре блока: целевой, содержательный, технологический и аналитико-результативный. Обязательными условиями процесса формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы средствами иностранного языка выступают субъект-субъектные отношения, последовательность формирования коммуникативной толерантности, последующее интенсивное взаимодействие субъектов образовательного процесса и стремление к определенному результату. Оценка уровня сформированности коммуникативной толерантности осуществляется по мотивационному интерес к проблеме коммуникативной толерантности, стремление к преодолению коммуникативных затруднений, сформированность мотива самосовершенствования коммуникативной толерантностикогнитивному наличие знаний о коммуникативной толерантности, о путях ее совершенствования, способах рефлексии и операционально-деятельностному активизация в профессиональной деятельности системы коммуникативных умений и навыков критериям. Уровнями сформированности коммуникативной толерантности являются адаптивный, оптимальный, продуктивный. Выделены и экспериментально подтверждены направления педагогической деятельности по формированию коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы средствами иностранного языка: - предметный аспект включает содержание обучения дисциплине « Иностранный язык», разработанное с позиций коммуникативной толерантности и состоящее из личной, общественной, образовательной и профессиональной сфер общения. Причем каждая из выделенных сфер способствует формированию отдельных аспектов коммуникативной толерантности, что в совокупности позволяет говорить о сформированности коммуникативной толерантности; - процессуальный аспект включает принципы: дидактические принцип сознательности, активности, наглядности, межпредметной координациипсихологические принцип мотивации, поэтапности в формировании речевых умений и навыков, учета адаптационных процессовсобственно методические принцип коммуникативности, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, профессиональной направленности обучения, ситуативно-тематической организации обучения ; активные методы обучения дискуссионные, игровые, метод проектовформы организации обучения работа в пленуме, группах, парах, индивидуальная работасредства обучения для преподавателей, для обучающихся. Эффективность реализации варианта модели формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы средствами иностранного языка зависит от педагогических условий: 1 обогащение содержания учебной дисциплины « Иностранный язык», направленное на формирование коммуникативной толерантности; 2 использование личностно-деятельностного подхода на занятиях по иностранному языку; 3 применение технологий обучения, способствующих формированию коммуникативной толерантности; 4 оценка уровня сформированности коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы в аспекте профессиональной подготовки. Произведена оценка сформированности коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы по трем критериям: моти-вационному, когнитивному, операционально-деятельностному. Полученные результаты свидетельствуют об адекватной самооценке. Таким образом, уровень сформированности коммуникативной толерантности оценивался нами в отдельности по каждому критерию. Анализ количественных данных позволил сделать вывод о положительной динамике уровня сформированности коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы по каждому критерию. Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы формирования коммуникативной толерантности у будущих специалистов. В связи с модернизацией высшей профессиональный школы накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшего развития и совершенствования. Перспективы исследования заключаются в обосновании педагогической системы, направленной на формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы в аспекте непрерывного и многоуровневого высшего профессионального образования. Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Яцевич, Любовь Павловна, 2010 год 1. Киев: Наукова думка, 1968. О проблемах современного человекознания. Социальная психология: учебник для высш. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: методические материалы. Язык и мир человека. Личность как предмет психологического исследования. Формирование установок толерантного сознания: что могут СМИ? Психология личности: принцип общепсихологического анализа. Психология и методика ускоренного обучения. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования в Европе. Уроки толерантности: учебное пособие по русскому языку. Системно-методологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Профессионально-личностное самоопределение педагогов в постдипломном образовании: аксиологический подход: дис. Издательство Ленинградского университета, 1965. Коммуникативная толерантность: методическое пособие. Социально-психологический климат коллектива и личность. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и. Толерантность введение в проблему. Серия « Библиотека психолога» 34. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Сто идей-резервов высшей школы России. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность « Социальная работа»: автореф. Анализ и обработка данных: Специальный справочник. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. Теория обучения иностранным языкам: Лингво-дидактика и методика: учебное пособие для студ. Современная методика обучения иностранным языкам. Статистические методы в педагогике. Основы межкультурной коммуникации: учебное пособие. Теория и методология социальной работы. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: дис. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. Толковый словарь русского языка. Дидактические основы использования Интернет-технологий в обучении иностранному языку студентов неязыкового ВУЗа: автореф. Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в ВУЗе: дис. Практика социальной работы пер. Культура и обучение иностранным языкам. Теория формирования и практики совершенствования коммуникативной компетентности: дис. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе в ВУЗе на основе социального партнерства: дис. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. Особенности взаимодействия субъектов образовательного пространства: автореф. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования. Интернет журнал « Эйдос», 2006. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. Толерантность как принцип поведения Электронный ресурс. Социально-экономические проблемы ЕС: учебное пособие по немецкому языку. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2001. Интернет-журнал «International Social work». « Международная социальная работа» Электронный ресурс. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя: дис. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. Теоретические основы становления будущего учителя в инновационном образовании. Кодекс этики социального работника и социального педагога членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». Теоретические основы педагогики ненасилия: дис. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высших учебных заведений: дис. Wir diskutieren soziale Probleme: учебное пособие по немецкому языку для студентов 2 курса факультета социальных наук. Формирование профессиональной деятельности и личности социального работника: дис. Культура толерантности: опыт дипломатии для решения современных управленческих проблем. Проблема содержания обучения языку в языковом вузе: учеб. Социокультурный аспект в формировании профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка немецкий язык, младшие курсы : дис. Лекции по общей психологии. Личностно-деятельный подход в образовательном процессе Электронный ресурс. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис. Реализация принципа профессиональной направленности при подготовке социального работника на занятиях по иностранному языку в ВУЗах медицинского профиля : дис. Теория и методика воспитания: учебное пособие. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Методика обучения французскому языку: учебное пособие для студ. Коммуникативный и рефлексивный компоненты их соотношение в структуре педагогических способностей. Международный опыт социальной политики и социальной работы. Общение в процессе воспитания: учебное пособие для вузов. Формирование коммуникативной толерантности студентов-будущих юристов: на примере университетского образования в России и Германии: автореф. Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе как совокупность профессиональных и личностных компонентов Офиц. Социальная психология: феномен и наука. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. Введение в профессию « Социальная работа»: Курс лекций. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Педагогика высшей школы: учебное пособие. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Новый курс: Учебник для студентов пед. Новый курс: Учебник для студентов пед. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация: пер. Идеи воспитания человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья: Вторая половина XIX первая половина XX вв. Методика обучения иностранным языкам в школе. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. Теория и методика воспитания: учеб. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Теория и тренинг: учебно-методическое пособие. Сайты Международной ассоциации социальных работников, Ассоциации социальных работников и педагогов России Электронный ресурс. Современные образовательные технологии: учеб. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: уч. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: дис. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. Немецкий язык: пособие по межкультурной коммуникации. Концепция языкового поликультурного образования на материале культуроведения США : монография. Формирование толерантного поведения подростков: ав-тореф. Формирование профессионально важных качеств инженера в контекстном обучении: автореф. Введение в социальную работу. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений теория и практика : сборник научно-методических статей. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования: дис. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: учебное пособие. Усвоение знаний, умений и навыков Электронный ресурс. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. Социальная работа: учебное пособие. Мир повседневности в языковом сознании русских: Лин-гвокультурологическое описание. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость. Методика обучения иностранным языкам. Теория и практика: Учебное пособие. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в образовательном процессе ВУЗа: на примере подготовки к работе с пожилыми людьми их семьями: дис. Are activity promotion interventions dated in the trans-theoretical model effective? Lehrwerk fur die Mittelstufe. Lehrwerk für die Mittelstufe. Texte für Deutsch als Fremdsprache. Textarbeit Deutsch als Fremdsprache. Max Hueber Verlag, 2006. Erfolgreich am Telefon und bei Gesprächen im Büro. Cornelsen Verlag, Berlin, 2006. Cornelsen Verlag, Berlin, 2006. Cornelsen Verlag, Berlin, 2006. Cornelsen Verlag, Berlin, 2006. Unterrichtsmaterial für Orientierungsund Sprachkurse. Iudicium Verlag, München, 2006. Grammatik lehren und lernen. Piper München, Zürich, 2002. Strategien und Aktivitäten für landeskundliches Lehren und Lernen. Materialienbuch für den Unterricht. Langenscheidt KG, Berlin und München, 1996. Unterrichtswerk für die Mittelstufe. Max Hueber Verlag, 2006. Max Hueber Verlag, 2007. Unterrichtswerk für die Mittelstufe. Max Hueber Verlag, 2006. Max Hueber Verlag, 2005. Wortschatz- und Fertigkeitstraining zum Zertifikat Deutsch als Fremdsprache. Langenscheidt KG, Berlin und München, 2001. Ernst Klett International Stuttgart, 2002. Deutsch im Alltag für Erwachsene. Langenscheidt KG, Berlin und München, 2002. Deutsch im Alltag für Erwachsene. Langenscheidt KG, Berlin und München, 2003. Deutsch im Alltag für Erwachsene. Langenscheidt KG, Berlin und München, 2004. Von der Wende bis heute. Verlag für Deutsch, 2009. Langenscheidt KG, Berlin und München, 2001. Methoden des fremdsprachlichen Deutschuntterichts. Gruppenarbeit und innere Differenzierung. Deutsch als Fremdsprache für die Mittelstufe und Oberstufe. Max Hueber Verlag, 2007. Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций OCR. В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок. Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций. ООО "Научная электронная библиотека", г.



COPYRIGHT © 2010-2016 izdeliya-iz-kozhi-ruchnoj-raboty.ru