Опыт работы с ребенком овз 6 вида

Инновация в образовательном учреждении. Проект модели стажировочной площадки « Особый ребенок. С 2002 года, после капитального ремонта, функционирует как детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. Руководит ГБОУ педагог высшей квалификационной категории, отличник просвещения, лауреат премии Мера города Москвы Воронина Ольга Васильевна. Общая численность коллектива детского сада — 52 человек. Работу с детьми проводят 32 педагога: старший воспитатель, 16 воспитателей групп, 6 учителей-дефектологов, 4 педагога-психолога, 3 учителя-логопеда, социальный педагог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре. ОБРАЗОВАНИЕ: 83% - высшее педагогическое; 17% - среднее специальное педагогическое. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ: 39% - высшая; 48% - I категория; 13% - II категория. НАГРАДЫ: Нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации — 3 педагога; Премия города Москвы 2009г. Детский сад посещают дети с различными зрительными нарушениями: косоглазие, амблиопия, дальнозоркость, врождённая близорукость, астигматизм, ретинопатия недоношенных, катаракта, глаукома, атрофия зрительного нерва и т. В саду функционируют 8 групп, одна из них группа раннего возраста. В настоящее время группы детского сада посещают 5 детей-инвалидов. Дошкольное учреждение работает по двум программам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации: 1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией «Программы специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида для детей с нарушением зрения » под редакцией Вся деятельность образовательного учреждения направлена на: - обеспечение современного уровня организации коррекционно-воспитательной работы и создание оптимальных условий индивидуального развития каждого воспитанника; - максимально раннее выявление нарушений в развитии ребёнка и обеспечение взаимосвязи коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процессов на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции ; - сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них культуры здорового образа жизни; - реализацию задач социальной адаптации интеграции воспитанников с особенностями развития в социальную среду, создание широких возможностей для разнообразного общения детей, как со сверстниками, так и с взрослыми; - обеспечение качественной подготовки детей к обучению в школе на основе учёта общих, специфических индивидуальных особенностей развития детейсоздания равных стартовых условий, обеспечивающих успешное вхождение в школьную жизнь каждому ребенку; - развитие вариативных форм дошкольного образования для удовлетворения разнообразных потребностей семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Служба ранней помощи, Лекотека, Консультативный пункт, Семейный детский сад. Для успешного восстановления зрения и преодоления вторичных отклонений в развитии детей осуществляется комплексная медико-психолого-педагогическая помощь. Эффективность коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения обеспечивается взаимосвязью и взаимодействием всех специалистов. Лечебно-восстановительный процесс осуществляют врач-офтальмолог и медсестры-ортоптистки, выполняющие аппаратное лечение. Ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу является учитель-дефектолог тифлопедагог. Коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и на прогулке, в сенсорной комнате, комнате психомоторной коррекции, физкультурном зале. Все учебные игровые помещения оснащены современным игровым оборудованием, специальными тифлографическими приборами. Немаловажным является психологическое сопровождение ребенка с нарушением зрения. Педагог-психолог проводит консультирование родителей и педагогов по вопросам развития, воспитания детей. Оказывает психологическую помощь детям, имеющим эмоционально-личностные проблемы и трудности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, развивает познавательные процессы. Психологически поддерживает детей раннего возраста, а также дошкольников с ОВЗ в период их адаптации к дошкольному учреждению. Проводит мероприятия, направленные на формирование психологической готовности к обучению в школе. Еще одним важным направлением в комплексной медико-психолого-педагогической работе является коррекция речевых нарушений. Работа учителя-логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности ребенка и активизацию двигательной сферы ребенка. Особое внимание в нашем детском саду уделяется физическому воспитанию дошкольников. Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья оно направлено на преодоление недостатков физического развития наших малышей. Важным условием эффективности работы по социализации особого ребенка является тесное сотрудничество детского сада и семьи. Педагоги проводят консультации, организуют просмотры индивидуальных и подгрупповых коррекционных мероприятий, размещают рекомендации для родителей на групповых демонстрационных системах и сайте детского сада, приглашают семьи к участию в семейных творческих проектах, соревнованиях, творческих мастерских. В детском саду наши педагоги в своей профессиональной деятельности используют различные инновационные методики: Программа раннего обучения KIDSMART; лечебно-коррекционная программа «Цветок» под редакцией Подугольниковой; специальные компьютерные программы ИКП Федеральные программы «Дети России» под редакцией Кукушкиной «Мир за твоим окном», «Лента времени», «В городском дворе»; увлекательная программа для всей семьи «АБВГДейка». В коррекционно-развивающей и оздоровительной работе с детьми используются разработанные педагогическим коллективом технологии: комплексы зрительной гимнастики, комплексы пальчиковой гимнастики по лексическим темам, гимнастика после сна. В лечении зрительных нарушений также используются компьютерные программы: « EYE », « Gamma », « RELAX », «Паучок», «Крестики», «Контур», «MECO» и. Программа модели стажировочной площадки «Особый ребёнок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья» нацелена на формирование профессиональной компетенции педагогического сообщества, повышения родительской грамотности в вопросах социализации и успешности развития детей с ОВЗ. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья» Краткая аннотация В проекте представлены различные модели включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группы детского сада компенсирующего вида. А также различные пути их социализации и повышения успешности. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья» отвечает задачам подпрограммы «Дошкольное образование» программы «Развитие образования города Москвы на 2012 — 2016 годы»: º Развитие вариативных моделей развития и социализации детей дошкольного возраста; º Реализация механизмов обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; º Использование социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей; º Развитие инклюзивного дошкольного образования; º Обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения в начальной школе; º Обеспечение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития. Направленность модели стажировочной площадки - коррекционно-развивающая работа с детьми с особыми возможностями здоровья ОВЗ ; - организация психолого-педагогического сопровождения ребенка; - сотрудничество с родителями, повышение родительской компетентности; - реализация ФГТ к основной общеобразовательной программе - социальное партнёрство в организации успешной социализации ребёнка с ОВЗ в обществе Цель Формирование профессиональной компетенции педагогического сообщества, а также родительской грамотности в вопросах социализации и успешности развития ребёнка с ОВЗ Обоснование создания модели стажировочной площадки актуальность проекта для триады педагог-родитель-ребёнок; степень адекватности современным целям, задачам, логике развития дошкольного образования Развитие дошкольного образования и распространение вариативных форм позволяет удовлетворить разнообразные потребности семей, имеющих детей с ОВЗ. Наш детский сад много лет работает с детьми с нарушением зрения, а также накоплен опыт работы в вариативных формах работы с детьми с другими видами ОВЗ нарушение опорно-двигательного аппарата, генетические заболевания, нарушение интеллекта. За годы работы нашими педагогами и специалистами создана благоприятные образовательная среда для социализации и успешного развития детей с ОВЗ: - предметно-пространственная среда, адекватная возрасту и возможностям детей; - разработаны коррекционно- педагогические технологии по развитию полисенсорного восприятия, общей и мелкой моторики, комплекс психолого-педагогических мероприятий по сопровождению ребёнка с СДВГ и сходными состояниями; - разработана модель инклюзии ребёнка со сложными нарушениями из вариативных форм в группу детского сада компенсирующего вида; - налажена система сотрудничества с родителями, создана информационно- коммуникационная среда, обеспечивающая повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей: дни открытых дверей, родительские собрания, совместное проведение досугов праздники, спортивные мероприятияродительский клуб «Разноцветный клубочек», стенды, консультации и рекомендации на демосистемах, памятки, ежемесячная газета. Созданы инструменты информирования родителей, общественности и получения обратной связи о качестве образования в дошкольном учреждении: Интернет-сайт, публичный доклад и др. Описание модели проекта стажировочной площадки: « Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья» В ходе реализации программы стажировочной площадки будут решаться следующие задачи: 1. Пропаганда открытости и доступности дошкольных учреждений для всех детей с ОВЗ 2. Создание и апробация моделей инклюзии детей со сложными нарушениями в группу детского сада для детей с косоглазием и амблиопией 3. Повышение компетентности педагогов в вопросах разработки индивидуальных программ развития и социализации детей с ОВЗ 4. Освоение и внедрение технологий психолого-педагогического сопровождения особого ребёнка специалистами детского сада и вариативных форм дошкольного образования для обеспечения успешного включения ребёнка в группу детского сада 5. Разработка и апробация инновационных авторских технологий в работе с детьми с ОВЗ 6. Распространение опыта работы по социализации детей с ОВЗ и повышению их успешности 7. Организация взаимодействия с семьями, с другими образовательными учреждениями детскими садами, школаминаучными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями Необходимые условия организации стажировочной площадки 1. Материально-техническая оснащенность психолого-медико-педагогического процесса 1. Кадровое обеспечение учреждения: коллективная творческая группа с опытом работы по данной проблеме, взаимодействие всех педагогов, работающих по данной теме º заведующая º старший воспитатель º воспитатели групп º педагоги — психологи º учителя — дефектологи º учитель — логопед º социальный педагог º врач — офтальмолог º врач - педиатр 3. Родители — полноправные участники образовательного процесса. Содержание работы по реализации проекта стажировочной площадки Ознакомление слушателей стажировочной площадки с: º моделями включения ребёнка со сложной структурой дефекта в группу детского сада компенсирующего вида, которые помогают менять поведение детей, дают новые возможности в развитии личных компетенций и способностей к общению; º взаимодействием и преемственностью специалистов вариативных форм дошкольного образования СРП, Лекотека, КП и групп детского сада; º процессом выдвижения гипотезы и выстраивания образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ на разных этапах; º рекомендациями по созданию условий для адаптации, в том числе при включении «особого ребёнка» в группу ДОУ, школу; º вариантами стартового, промежуточного итогового мониторинга определения возможностей социализации ребёнка на основе междисциплинарного подхода; º возможностями взаимодействия для разнообразного общения ребёнка с ОВЗ со сверстниками с условно-нормативным уровнем индивидуального развития и взрослыми; º использованием социокультурной среды микрорайона и города для расширения социальных контактов детей; º вариантами сотрудничества детского сада и семьи с целью социализации и развития успешности детей с ОВЗ; º инновационными технологиями по повышению успешности и достижению равных стартовых возможностей у детей с ОВЗ. Формы организации работы стажировочной площадки Теоретические — семинары, консультации, круглые столы, конференции Практические — семинары-практикумы, мастер-классы, презентации Выпуск брошюр, памяток-рекомендаций, печатной продукции, публикации в СМИ и в Интернет-ресурсах. Описание итогов ожидаемых результатов º Методическая разработка модели включения ребёнка со сложной структурой дефекта в группу детского сада компенсирующего вида. º Памятки, брошюры и другая печатная продукция по теме стажировочной площадки; публикации в СМИ. Главными ожидаемыми результатами программы стажировочной площадки являются: º Успешное использование моделей включения особого ребёнка в группу детского сада º Создание и широкое применение инновационных технологий по формированию у детей с ОВЗ навыков социально-адаптивного поведения и достижения успешности Успешно действующая стажировочная площадка позволит сформировать представление у педагогов и родителей о дошкольном образовательном учреждении как об образовательном пространстве, где широко, системно и результативно применяются разнообразные практики по развитию, социализации и успешности у детей с ОВЗ. Молдагуловой, дом 20 Телефон 8 499 374-28-20, 8 499 374-31-31.



COPYRIGHT © 2010-2016 izdeliya-iz-kozhi-ruchnoj-raboty.ru