Теории массового общества

Массового общества теории - социально- философские, политологические и культурологические концепции, претендующие на описание и объяснение социально- политического значения и личностных отношений современного общества с т. Истоки теорий массового общества - в консервативно-романтической критике капитализма идеологами классов, утративших свои сословные привилегии и оплакивающих патриархальный жизненный уклад Берк, де Местр, консервативные романтики Германии и Франции XIX. Непосредственными предшественниками теорий массового общества были Ницше, утверждавший, что отныне главную роль играет масса, а она преклоняется перед всем заурядным, а также Лебон Первым целостным вариантом теорий массового общества был её " аристократический", или консервативный, вариант, получивший наиболее законченное выражение в книге Ортега-и-Гасета Вместо тога чтобы следовать за элитой для Ортеги это норматив социально- политической организациимассы рвутся к политической власти, хотя не обладают способностью управлять обществом, они пытаются вытеснить элиту из её традиционных областей - политики и культуры, что является причиной катаклизмов XX. В 1940-1960-е возник либерально-критический Маннгейм, Фромм Острие их критики направлено против бюрократизации, централизации власти, усиления контроля над личностью, свойственных тоталитарной политической системе и, более широко, свойственных государственно-монополистической организации, против отчуждения, конформизации людей, характерных для этих структур. В 1960-1970-е американские политологи Белл Шилз указывал на интеграцию народных масс в системе социально- политических институтов "массового общества"; посредством массовых коммуникаций они усваивают нормы и ценности, создаваемые элитой, и общество движется по пути преодоления социальных антагонизмов тогда как в действительности они воспроизводятся в новых формах. Не бессмыслен ли сам термин "массовое общество"? Ведь не существует общества без масс. Отвечая на этот вопрос, немецкий политолог Шишков Употребляемое в западной политологии понятие "масса" взято из социальной психологии и возникло в ходе эмпирических наблюдений над непосредственно обозримыми множествами индивидов напр. Обращало на себя внимание возникновение определённых психологических связей, заставляющих индивидов вести себя иначе, чем если бы они действовали изолированно, и нередко примитивизирующих их поведение, подчас даже порождающих психологические аномалии типа массовой истерии. В дальнейшем эта эмпирическая констатация стала основой для объяснения самых различных сфер социальных отношений, поведения "человеческих множеств", уже не являющихся непосредственно обозримыми, и пр. Теории массового общества можно рассматривать как перенос понятия "масса" на общество в целом, как описание функционирования общества по способу поведения "массы" отождествляемой с толпой. Для теорий массового общества характерно осмысление включённости масс в структуру производства, потребления, политической и культурной жизни современного общества. Массовое общество рассматривается как фатальное следствие индустриализации и урбанизации, которые оторвали общество от "доиндустриальных структур", разрушили "промежуточные отношения" общину, цех. Основой массового общества называют массовое производство стандартизированных вещей и манипулирование вкусами и взглядами людей. Современные средства массовых коммуникаций дали элите невиданные ранее средства идеологической обработки масс. Эта структура низводит личность до положения марионетки, поведение которой полностью "запрограммировано". Она ощущает себя жертвой обезличенного социального процесса или - того хуже - даже не осознаёт утраты творческого, человеческого содержания своей жизни, превращаясь в "весёлого робота" из антиутопий Хаксли и Бредбери. Теории массового общества стремятся объяснить противоречия м. Культурный уровень, объём информации, техническая оснащённость труда и быта человека значительно возросли, его общественные связи стали многограннее. Но вместе с тем человек всё более ощущает свою беспомощность перед лицом чуждой ему и неумолимой социальной силы, перед беспощадными законами социально-политической организации. В теориях массового общества это противоречие осознаётся как безысходная трагедия личности. Сторонники теорий массового общества показывают иллюзорность традиционно отстаивавшихся западными идеологами индивидуалистических ценностей перед лицом чудовищного развития социально-политических организаций, которые стремятся к тотальному контролю над личностью. Социально-политическую структуру массового общества его теоретики, в частности Корнхаузер, рассматривают пр. Корнхаузер строит типологию политических систем с т. Постоянная прямая конфронтация элит и масс делает политику в этом обществе нестабильной, чреватой социальными взрывами, катаклизмами. Позитивной альтернативой массовому обществу западные политологи обычно называют плюралистическое общество, где население интегрировано в многочисленные "промежуточные группы" организации, добровольные общества и т. В массовом обществе население имеет тенденцию непосредственно вторгаться в политику что часто идёт вразрез с конституционными нормами и демократическими процедурамив плюралистическом обществе методы участия масс менее прямые, менее активистские. В теориях массового общества нашёл своё отражение процесс возрастания роли народных масс в историческом процессе; однако это отражение неадекватное, большей частью выражающее консервативные умонастроения и устремления, глубоко пессимистичное, обычно сопровождающееся ностальгией по "более спокойным" в политическом отношении временам, когда массы "знали своё место" и не вторгались в сферу политики, оставляя её "более подготовленной" для управления обществом элите. Термины: Персоналии: Хронология: SM.



COPYRIGHT © 2010-2016 izdeliya-iz-kozhi-ruchnoj-raboty.ru